Импрессионизм
Импрессионизм (от французского impression - впечатление) - направление в искусстве, стремящееся к непосредственному воспроизведению переживаний, настроений и впечатлений художника. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур.
Импрессионизм появился в результате творческих поисков молодых французских живописцев начала 1860-х годов. Основоположниками данного стиля стали Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар. Сам термин «импрессионизм» возник по названию одной из картин К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (фр. «Impression, soleil levant»), выставленной на «Салоне Отверженных» - альтернативной выставке непризнанных французских художников.
Новизна импрессионизма выражалась в уходе от канонов академизма, как в построении композиции картин, так и в художественных приемах. Свободолюбивые художники-импрессионисты выбирали в качестве сюжетов сцены повседневного времяпрепровождения – жизнь уличного кафе, загородный отдых, суета городских улиц. Бытовая живопись слилась с портретным жанром. Люди изображались в естественных ситуациях – за разговором, в танце, на прогулке. Портреты часто писались в саду или на фоне открытого окна, что добавляло жизни и динамики в произведения импрессионистов. Для более реального и естественного отображения сюжета художники все больше писали на пленэре, не дорабатывая картины в студии.
Импрессионисты писали чистыми спектральными цветами за исключением черного, согласно разработанной цветовой схеме, по которой две нанесенные рядом краски усиливают друг друга, не смешиваясь физически, а только в глазах зрителя. Такой оптический эффект позволял добиваться игры света и цвета на картинах с помощью правильного разложения спектра.
Картины в стиле импрессионизм пронизаны солнечными лучами, трепетом листвы, ощущением праздника и мимолетности каждого момента нашей жизни.