О творчестве художника М.А.Требогановой

Маргарита Требоганова – художник, черпающий вдохновение не в мире природы, не в натуре как таковой, но в области созерцаний и представлений, в мире человеческом. Это означает, что на первое место в её искусстве выходит духовная реальность, то, что принципиально не открывается глазу. Это не значит, что зримый мир не обладает бесконечным разнообразием содержаний, но требуются дополнительные усилия, чтобы выразить идеи, напрямую с отражением натуры не связанные.

Может показаться, что в этой живописи мало непосредственного, поскольку в ней осуществляется ряд программ, имеющих источником иерархию ценностей, выстраиваемую художником. И, тем не менее, она непосредственна в смысле искренней веры в возможность донести до зрителя страсть и сложный, порой трагический образ мира, то главное, что определяет характер творчества Маргариты Требогановой.

Язык её живописи совсем не прост. Он складывается из элементов, эффективность и значение которых раскрываются постепенно, в процессе внимательного знакомства. Примечательно здесь то, что от зрителя требуется определённая работа, шаги навстречу, ничто не подносится ему «на блюдечке», не достаётся легко. В этом коренное отличие от сервильности живописи, часто понятной уже издали, с одного беглого взгляда.

Вместе с тем очевидно, что самому художнику присуще то качество, которое можно назвать «мгновенностью постижения». Её композиции обладают внутренней логикой, осознаются как целое, как состояние, в котором нет возможности выделить элементы, которое невозможно «разобрать» на части. Также становится очевидно, что перед нами опыт сложных отношений с миром: он не таков, каким представляется, его суть не так легко постигнуть. Эта сложность, эта трудность осознания находит выражение в сложном композиционном строе, апокалиптических мотивах, динамических импульсах цвета, силовых волнах и ритмах, наполняющих форму.

Маргарита Требоганова - художник картины. Её главные произведения – символические композиции с усложнённой пластикой, основания которой можно усмотреть в светоцветовых потоках живописи Эль Греко, византийских фресках, витражах готических соборов, а также в опыте экспрессионистов с их композиционными новациями и произволом.

Язык жестов здесь принципиально символичен, персонажи этих картин предаются созерцанию, молитве, поклонению, выражают предельное отчаяние и покорность проявлению высших сил, их фигуры становятся знаками внутренних состояний. Их телесность понимается приблизительно также, как она понималась в средневековой живописи.

В качестве примера можно привести одну из частей триптиха конца 1990-х гг. «Отравленный источник», внутренне связанного с событиями в Сербии. Атмосфера гибели выражена здесь змеящимися горизонтальными линиями – странными контурами лежащих фигур, как бы отказавшихся, отрешившихся от происходящего, не столько поверженных, сколько пере-ставших сопротивляться людей.

Особое место в творчестве художника занимает тема детства. Фигурка девочки, как свидетеля и свидетельства, проходит через многие работы Маргариты Требогановой. Опыт своего непростого детства, опыт материнства, собственно женский взгляд – всё соединилось в этом хрупком и порой комичном образе, сопровождаемом тряпичной куклой, неизбывным плюшевым медведем или странным петушком, приходящим из темноты детских воспоминаний, ставшим частью сознания и образа мира, священным атрибутом спасения. В символическом варианте эта девочка бестелесна, она только жест, императив, высказывание, ускользающее из контекста. В других работах – она обретает реальные черты, становится портретом дочери, автопортретом.

Арсенал художественных средств Маргариты Требогановой не ограничивается одним, раз и навсегда найденным языком, манерой письма. Она подчёркивает необходимость перемен и возвращений к тому или иному варианту работы, возобновлению оставленных тем. Густая, ломкая, забывшая о всяком самолюбовании ради бесконечно волнующей, жгущей изнутри темы, в другом месте её живо-пись превращается в пульсирующий, мерцающий поток цвета, создаёт удивительную по красоте поверхность (Ангел в триптихе, посвященном А.С. Пушкину), наращивает рельеф, вынося на поверхность точно найденные светоносные прикосновения кисти («Портрет юноши»). То вдруг разбегается по поверхности холста отдельными мазками, сбивающимися в группы как ноты великолепной партитуры («Портрет художника»).

Илья Трофимов

Маргарита Алексеевна родилась в 1946 году в Нижнем Тагиле. Поступила в художественную школу МСХ им.Сурикова, затем в МГХИ им.Сурикова, который окончила в 1974 г.
Участвует в выставках с 1972 г., всего более 100 выставок в России и за рубежом, в т.ч. в центральных залах и галереях: Кузнецкий Мост 11, Кузнецкий Мост 20, ЦДХ, Большой и Малый Манеж, зал ТЖ МСХ на Тверской-Ямской 20, выставочный зал ВООПиК в Знаменском Соборе, зал МОСХ на Беговой, Посольства Сербии и Черногории и др. За рубежом наиболее значительные выставки – в Русском Доме в Белграде (Сербия) и в США (совместно с художниками кино). Около трети выставок – персональные, среди остальных – много выставок творческой династии Требогановых-Кузнецовых (с В.П.Кузнецовым, С.В. и Е.В.Кузнецовыми).
Работы Маргариты Требогановой широко представлены в музеях (Музей современного искусства З.Церетели, Пушкинский музей-заповедник БОЛЬШИЕ ВЯЗЕМЫ-ЗАХАРОВО, музеи и галереи в Сербии, Черногрии, Франции, Японии) и частных коллекциях в России, США, Франции, Бельгии, Германии, Израиле, Сербии, в собраниях известных политических и общественных деятелей, дипломатов (Россия, Боливия, Сербия и др. страны).
Организатор творческих групп и сообществ «Лицензированная программа развития г.Углича», Международная гуманитарная программа «Новый Ренессанс» (Москва - Белград), «Русский Ренессанс» (Москва – Углич).
Член СХ СССР с 1977 г.; впоследствии - Союза художников России, Международного Художественного Фонда, Товарищества живописцев МСХ, Творческого Союза художников и др.; Российского творческого союза работников культуры, Союза литераторов России.
Удостоена благодарностей Королевства Бельгии, Правительства Сербии, Правительства Москвы и др.
Публикации о ее творчестве выходили в России и Сербии в различных СМИ. Разделы и статьи в книгах, журналах, каталоги выставок; репродукции работ и статьи о творчестве имеются в Интернете, в т.ч. на иностранных языках.