Интервью с художником Сергеем Гургеновичем Акоповым

Мы задали ряд вопросов Сергею Гургеновичу Акопову и получили любопытные ответы:

Сергей, помните ли Вы когда и как начали рисовать?
- Наверно, типичный ответ художников на этот вопрос звучит: "рисую, сколько себя помню". Я вспоминаю свою по-настоящему серьезную первую картину, это была копия Джоконды. Нарисовал я ее гуашью на картоне, размер, примерно 50х70 см. Получилось довольно грубовато, но похоже, мои родители были очень горды моим успехом.

В каком возрасте это было?
- Это было в пятом классе. Так как рисовал я для себя довольно активно, и уже прослыл среди друзей и одноклассников "художником", решил не разочаровывать никого, и после школы поступать в Тбилисскую Академию художеств. С первого раза не удалось, получилось после годичных подготовительных курсов. С тех пор и рисую. Но, конечно же, глубоко осознанным выбором это не было. Осознанность и любовь к профессии пришли после вуза, как и предсказывал мой мудрый академический руководитель Гурам Кутателадзе. Пришли вместе со многими ошибками, редкими успехами, с жизненным опытом.

Какими были Ваши картины в начале творческого пути?
- Еще студентом увлекся темой города, благо, прекрасный старый Тбилиси вдохновлял меня, как и многих, своим потрясающим колоритом, настроением и характером. Городская тема была главной для меня в те годы.

Как Вы пришли к жанру натюрморта?
- Классическим натюрмортом я увлекся после переезда в Москву. Причина была банальная - он был востребован в начале 90-х годов. Но, удивительным образом, Фламандская и голландская живопись совпала с моим внутренним настроем. Чем больше я погружался в мир отстраненной созерцательности, магической виртуозной техники мастеров жанра, тем сильнее он меня манил и притягивал.

Кто Ваши любимые художники? Есть те, кто оказали на Вас влияние?
- Я не перестаю восхищаться классиками жанра цветочного натюрморта Яном Давидом де Хемом, Рашель Руйш, Яном Ван Хейсумом, шедеврами мастеров тонального натюрморта Питера Класа, Виллема Хеды. Буду банален, но моим "кумиром навсегда" считаю Рембрандта. О влиянии конкретно говорить сложно, наверно оно проявляется в совокупности технических приемов, стилистических особенностей, цветовых и тональных предпочтений, которые выработались и были освоены за 25 лет работы в этом жанре.

В чем особенность работы в жанре натюрморта?
- Натюрморт требует обостренного ощущения материала, фактуры пространства, умения "поставить" свет и композицию в заданной мизансцене. По сути, он как маленькое сценическое действо, должен заворожить зрителя, заставить его проникнуться задачей автора, его настроением, его чувствами.

Какие черты характера Вам помогают в работе над картинами?
- Работа над картиной очень индивидуальный процесс. Каждый художник вырабатывает свой набор профессионального инструментария, помогающего ему решать поставленные задачи. Кто-то выплескивается в мощном эмоциональном порыве, другому нужно строить свою картину "по кирпичику", шаг за шагом выверяя и соотнося написанное с задуманным. В моем случае не обойтись без сочетания тщательного, выверенного письма и энергичных акцентов, которые в итоге создают стиль, почерк художника.

Нужно ли художнику вдохновение? И влияет ли отсутствие вдохновения на творчество?
- Пикассо сказал очень точно и остроумно: "Когда меня посещает вдохновение, оно застает меня за работой". Это актуально для каждого художника, вдохновения можно и не дождаться, а это чревато потерей массы времени. На каком-то этапе работы вдохновение придет, и художник наверстает упущенное, поправит сделанное, завершит задуманное.

Были ли периоды творческого кризиса? Если да, то как Вы справлялись?
- Творческий кризис для меня состояние перманентное, без него никуда. Он подгоняет, держит в тонусе, заставляет критически смотреть на сделанное, ниспровергает попытки моего тщеславия примерить мантию величия.
 
У Вас много поклонников и заказчиков. Скажите, есть ли интерес к классическому натюрморту за рубежом, есть почитатели Вашего творчества за границей?
- За четверть века мои картины нашли свой уголок во многих странах, преимущественно в Европе, но больше их, конечно, в России. Здесь люди наделены особой по-детски наивной и часто сентиментальной способностью восхищаться картиной, они открывают свои души, позволяя красоте увлечь и хоть ненадолго отвлечь от суровых жизненных реалий. Глубокое им спасибо за это качество!

И последний вопрос: что Вас увлекает в жизни помимо живописи?
- На какие-то серьезные интересы и увлечения-хобби, к сожалению, остается немного времени. Время, свободное от работы, забирает чтение книг, еще просмотр фильмов, но это избирательно и не часто. А еще, увлекаюсь йогой!

Интересно. Спасибо за Ваши откровенные ответы . Желаем Вам творческих успехов!