Техники изобразительного искусства
В описании каждой картины нашего сайта среди прочих характеристик указана техника исполнения произведения, например, холст/масло, картон/темпера, монотипия и др.
Давайте вместе разбираться, что это такое и почему важно знать, как именно создана картина.
В качестве техники исполнения мы указываем художественные материалы и техники создания изображения, которые использовал автор для своего произведения.
Наиболее известные техники в изобразительном искусстве
Масло на холсте
Традиционная и самая известная техника написания картин. Для работы применяют художественные масляные краски - пигменты, замешанные на льняном масле. В прежние времена мастера самостоятельно готовили краски по своим уникальным рецептам, а сейчас пользуются профессиональными красками в тубах. Краску наносят на предварительно загрунтованную основу - льняной, хлопчатобумажный или синтетический холст мелкой или крупной зернистости, что придает определенную фактуру готовой картине. Масляные краски долго сохнут, удобны для внесения многократных поправок в работу. Техника масляной живописи позволяет писать картину послойно, использовать прием лессировки в виде полупрозрачных мазков. Готовое произведение, как правило, покрывается лаком, создавая эффект матовой или глянцевой поверхности. Лак также выполняет функции завершающего защитного слоя.
Для работы маслом художники используют также картон (для этюдов, пленэрных работ), холст на картоне, оргалит, стекло, дерево и другие материалы.
Акрил на холсте
Художественные акриловые краски можно назвать современным синтетическим аналогом масляных красок. Акрил имеет водорастворимую основу. Эта интересная особенность позволяет создавать с помощью акрила эффект гуаши, если разбавить краску водой. Если же применять акрил без разбавления, то можно работать краской в технике масляной живописи и получить соответствующий эффект. Акрил – это быстросохнущая краска, что помогает художнику работать быстро.
Благодаря широким возможностям акрила краской можно писать на холсте, картоне, бумаге, оргалите и на других основах.
Темпера
Технология существовала уже тысячи лет назад, исторически использовалась для создания фресок и росписей, написания икон. В состав натуральной темперы входили пигменты, яичные желтки, вода, иногда уксус и природные смолы. Такая краска была долговечной и быстросохнущей. Современные темперные краски бывают масляными (в основе льняное масло и казеин), восковыми (в составе пчелиный воск и смолы) и акриловыми (в основе эмульсии ПВА и синтетические смолы). Работать темперой можно по любой основе, включая стекло и бетон.
Акварель
Акварель на бумаге – популярная и любимая многими техника создания светлых, воздушных изображений. Как можно догадаться по названию, авкарель - водорастворимая краска для написания картин по-сухому, по-мокрому или многослойно прозрачными лессировками. Соответственно, краски наносятся на сухую или мокрую акварельную бумагу, также можно использовать картон или ткань. При кажущейся простоте работа акварелью требует серьезных навыков. Это всегда письмо на чистовую, внести изменения в картину практически невозможно.
Гуашь
Всем известная водорастворимая краска, густая и непрозрачная по сравнению с акварелью. Художественная гуашь более насыщена пигментами, после высыхания становится матовой. Художники часто используют гуашь вместе с акварелью, смешивая две эти техники. Гуашью создают книжные иллюстрации, эскизы и этюды и плакаты. Материалы основы для нанесения гуаши такие-же, как и для акварели.
Пастель на бумаге
Все вышеописанные техники можно отнести к живописным техникам, так как для работы с указанными материалами художник использует кисть. Что касается пастели, то в этой технике автор работает пастельными мелками. И в зависимости от приемов создания картины, пастель можно отнести как к графике (рисунку), так и к живописи.
Современные виды художественной пастели – сухая пастель (наиболее известная), масляная пастель (с добавлением льняного масла), восковая пастель ( соответственно, с добавлением пчелиного воска). В качестве основы для работы пастелью нужен рыхлый фактурный материал – наждачная бумага, бархатная цветная бумага. Пастельные мелки – чрезвычайно сыпучий материал, поэтому готовые картины художники часто защищают распылением фиксатора.
Уголь
Пожалуй, самый древний и доступный для рисования материал, начиная с каменного века. Существует сегодня в виде угольных палочек (буковые, вербные или виноградные веточки, обожженные в печи), прессованного угля (брусочки из угольного порошка), угольного карандаша. Для работы хорошо подходит плотная шероховатая бумага, картон. Также углем создают предварительные рисунки «под живопись» на холсте. Уголь позволяет создавать эффектные произведения, построенные на светотени и широте тонов от самого светлого серого до черного. Готовые рисунки закрепляют аэрозольным фиксативом.
Сепия, сангина
Материалы в виде мелков или мягких карандашей для графических изображений, сходные по своим свойствам с углем и пастелью. Сепия (в переводе – каракатица) в прошлом изготавливалась из чернил каракатицы, современная сепия производится на основе искусственного минерального красителя красновато-коричневого оттенка, характерного для старых фотографий. Сангина (в переводе – кровь) имеет в составе глину и пигмент оксида железа теплых коричневых оттенков. Для работы используют плотную шероховатую бумагу, картон или холст.
Соус
Интересный художественный материал в виде мелков из спрессованного порошка сажи, мела, глины и клея. Т.е по составу похожему на пастель, но лишь в нескольких определенных оттенках. Черные оттенки имеют в составе сажу, коричневые – сепию или сангину, также есть серый соус с зеленоватыми или голубоватыми оттенками. Соусом можно работать в сухой технике, нанося штрихи на шероховатую бумагу с последующей растушевкой. А так же - в мокрой технике, при которой растертый в пыль мелок разбавляют водой и работают кистью по типу акварели. Художники часто изготавливают соус индивидуально и сочетают сухой и мокрый способ в одной картине.
Тушь, перо
Техника пришла к нам из Поднебесной, где традиционно применялась в каллиграфии. Позже, Леонардо да Винчи рисовал чернилами наброски. Сегодня тушью работают художники-графики для создания сложных произведений, требующих твердости руки и точности линий. Тушью можно работать по бумаге или картону.
Монотипия
Это сочетание приема полиграфии и живописи (в переводе – один оттиск). Принцип заключается в том, что художник наносит красками и кистью изображение на гладкую твердую поверхность (стекло, металл, пластик), а затем накладывает на сырое изображение лист бумаги и прижимает валиком. В результате получается уникальный оттиск на бумаге в одном экземпляре. Монотипия может быть как цветной, так и монохромной.
Смешанная техника
Наиболее часто мы встречаем сочетание различных техник в графических работах. Выше мы выяснили, что в одной картине хорошо сочетаются акварель и гуашь, акварель и темпера, уголь и пастель, сухая и масляная пастель, уголь и цветной карандаш, сухой и мокрый соус. Смешанных техник очень много. Художники используют все возможные сочетания материалов, получая уникальные авторские произведения.
Также существуют техники тиражной графики, которые позволяют создавать множество экземпляров изображений – эстамп, офорт, гравюра… Но мы их рассматривать не будем, и остановимся только на техниках создания уникальных произведений.
Почему важно знать из каких материалов и как именно создана картина
Помимо здорового любопытства и интереса к произведениям искусства, такая информация имеет важное практическое значение. Каждая техника изобразительного искусства требует соблюдения определенных условий хранения и правил ухода за картинами.
К примеру, все произведения на бумаге необходимо защищать стеклом. Это связано с тем, что акварель или тушь, в частности, остаются водорастворимыми даже после высыхания на бумаге, и любая капля воды способна испортить картину. А особо сыпучие материалы – пастель, уголь, соус легко смазываются от случайного прикосновения.
Если же графические картины не оформлены в раму под стекло, то хранить их нужно закрывая лицевую сторону изображений тонкой бумагой, типа кальки, даже если поверхность картины покрыта фиксирующим спреем.
Наиболее долговечными и устойчивыми в хранении считаются картины, выполненные маслом или акрилом на холсте и покрытые лаком.
Более подробно об особенностях хранения картин Вы можете почитать в нашей статье «Рекомендации по хранению и уходу за картинами».
Примеры разных техник изобразительного искусства в исполнении художников нашей галереи
Холст, масло
"В ночи, исполненной грозою" И.В.Разживин
"Тихий вечер" В.Н.Палачев
"Петербургское" С.Н.Лукьянов
Холст, акрил
"Мягкое дерево" М.Н.Жгивалева
"О бирюзовом" М.Н.Журавлева
Картон, темпера
"Базар" Ю.П.Лежников
Бумага, акварель
"Петропавловский парк" А.Б.Ефремов
"Фрукты и ягоды на окне" А.Б.Ефремов
Бумага, пастель
"Вечерний свет" И.М.Дербенева
"Страсти по Шекспиру" Л.А.Малафеевский
Картон, гуашь
"Бабушкины тыквы" Ю.П.Лежников
"В пургу" Ю.П.Лежников
Картон, уголь
"Старик" Ю.Савченко
Бумага, тушь
"Графический портрет" Л.А.Малафеевский
Бумага, сангина
"Портерт Александра Збруева" Н.Сафронов
Бумага, сепия
"Полуденное солнце" А.Д.Судец
Смешанная техника
Бумага, акварель, темпера
"Осень в Борисоглебске" А.В.Шевелев
Бамага, тушь, уголь
"Четыре шута" В.С.Горячев
Бумага, пастель, темпера
"Джокер" В.С.Горячев