Рекомендации по хранению и уходу за картинами

В домашних условиях или в офисе совсем не сложно найти подходящее место, отвечающее рекомендациям по хранению произведений искусства. Соблюдение описанных ниже условий обеспечит долгую сохранную жизнь Вашей картине.

Основные факторы, которые влияют на сохранность картины:
•  температура
•  влажность
•  ультрафиолетовые лучи
•  сквозняки
•  загрязнения окружающей среды

Рекомендованные условия хранения картин:

•  комнатная температура (в идеале 18-23 градуса)
•  средний уровень влажности (40-60%)
•  проветриваемое помещение
•  мягкое освещение помещения

Не рекомендуется размещать картины:

•  в неотапливаемых  помещениях
•  в помещениях со значительными перепадами температуры и влажности
•  рядом с отопительными приборами, источниками влажности
•  под прямыми солнечными лучами, лампами большой мощности
•  на сквозняках, под прямым воздействием кондиционеров или вентиляции
•  в задымленных, пыльных помещениях

Почему важно соблюдать условия хранения произведений искусства

Для того, чтобы разобраться почему необходимо придерживаться рекомендованных условий, рассмотрим «анатомию» картины.

Итак, картина, как правило, имеет

основу – холст, картон, оргалит, дерево, бумага
деревянный подрамник (глухой или модульный с клиньями) для живописи на холсте
слой грунта – у живописи маслом или акрилом
красочный слой – масляные, акриловые, акварельные краски, темпера, пастель…
слой лака

Авторы могут использовать и другие художественные материалы, а также работать в смешанной технике. Поэтому, каждое произведение уникально не только в художественном отношении, но и своими химико-техническими характеристиками.

Температурный режим

Влияет на все составляющие картины. Слишком высокая или низкая температура приводит к потере эластичности красочного слоя, волокон холста, образованию трещин. Особенно опасны перепады температур.

Влажность

Повышенная влажность становится причиной появления плесени, которая разрушает основу картины, поверхность лака и красок. Реставрация картин, пораженных грибком, крайне затруднительна.
Пониженная влажность в свою очередь способствует растрескиванию и осыпанию грунта, появлению трещин на краске. Слишком сухой воздух может спровоцировать искривление деревянного подрамника, что требует замены подрамника и перетяжки картины.

Результатом перепада температуры и влажности иногда становится провисание холста. Эта проблема решается путем перетяжки картины в багетной мастерской. Если холст натянут на модульный подрамник, можно очень аккуратно подбить клинья, чтобы холст равномерно натянулся.

Освещение

Прямое воздействие ультрафиолетовых лучей ведет к постепенному выгоранию картины – красочный слой тускнеет, на картине появляется желтизна. Чтобы избежать такого эффекта рекомендуется обеспечить рассеянное освещение, а осветительные приборы размещать не ближе 1 метра от картины. При создании галерейной подсветки картин в домашних условиях нужно правильно подбирать мощность ламп.

Проветривание

Помещение, где размещены предметы искусства, необходимо регулярно проветривать. Это правило особенно важно для молодых картин маслом (написанных менее года назад), так как окончательное затвердевание красок заканчивается через 1-2 года после написания картины. По этой причине не рекомендуется оформлять свежие живописные картины под стекло. А графику на бумаге и картоне, напротив, желательно как можно скорее поместить в раму под стекло.

Загрязнение воздуха

Табачный и другой дым оседает на красочном слое в виде токсичной пленки, которая изменяет цвет и ведет к разрушению поверхности. Такие повреждения требуют профессиональной реставрации. Проблему доставляет и бытовая пыль, которую необходимо регулярно удалять с поверхности картины.

Как очистить картину от пыли

Протирать картину можно сухой мягкой тканью аккуратно и без нажима на поверхность. Если картина написана густыми объемными мазками, то ткань не подойдет, так как будет цепляться за неровную поверхность. В этом случае можно воспользоваться сухой кистью с очень мягким ворсом.

Что делать нельзя:

•  очищать картину водой, влажными салфетками и прочими очищающими средствами, маслами
•  использовать для очищения щетки и кисти с жесткой щетиной
•  использовать для удаления пыли пылесос
•  самостоятельно покрывать картину лаком
•  самостоятельно очищать от сильных загрязнений, реставрировать трещины и сколы

Решение таких проблемы лучше адресовать специалистам художественной мастерской.

При надлежащем хранении и простом уходе картины будут долго оставаться в отличном состоянии, сохранять свою художественную ценность и радовать владельца.