О творчестве Владимира Абрамовича Лаповка

Неудивительно, что город – главная тема Владимира Лаповка. Его родина – Арбат – колыбель московской интеллигенции. Здесь прошло его детство и студенческая молодость. Со двора и мансарды  арбатского особнячка началась любовь художника к уютным дворикам и живописным переулкам Москвы и всех других городов, которые он будет писать.

Его учителями были прекрасные живописцы, мастера колорита – О.В. Чистяков,                     В.В. Почиталов, А.М. Дубинчик.  Они привили ему ту художественную «добротность»,  стремление к цветовой, пластической и композиционной законченности, которая отличает его работы. Художник – ярый сторонник работы с натуры. Натура для него не только источник мотивов и тем, но и формы, колорита, техники, композиции. Она «подсказывает» ему манеру, стиль, приёмы: размашистые этюдные мазки, прозрачную акварельную размытость или точную, графичную проработку.  Художник применяет  эти средства свободно, органично и разнообразно. Владимир много лет работал как художник театра и режиссёр. Им оформлены  десятки спектаклей в различных театрах России.        
                                                                                                            
Работа  Лаповка в качестве книжного графика шла по двум направлениям. Первое −  работа над произведениями классики: иллюстрации к «Пиковой даме» А.С. Пушкина, балладам В.А. Жуковского, к произведениям Бажова, Дюма, Ал. Толстого, мифам и  сказкам. Второе направление −  анималистика: Владимир ещё с художественной школы много и увлечённо рисовал с натуры животных, и добился высокого профессионализма. Позже он иллюстрировал детские книги о природе и животном мире, создал ряд рисунков для Красной Книги России. Красота движений, пластика   и характерность зверей и птиц – это ещё одна многолетняя излюбленная тема Владимира Лаповка. Особенной выразительностью и мастерством отличаются натурные листы, где художник изучает характер и пластику  зверя.

В станковой живописи художник работает маслом и акварелью. Его живописная техника  отточена и профессиональна, но она резко различна в подходе к этим  материалам. Масляная живопись отличается добротной проработкой и точностью. Акварели  же Лаповка написаны воздушно, прозрачно – в них многое недосказано, эти листы несут в себе импровизационное, спонтанное начало.

В пейзаже ему наиболее интересны состояния быстро проходящие, которые живописцу схватить и передать наиболее трудно. Потому так часты в его холстах и акварелях мотивы начинающихся светлых сумерек, высыхающих луж, движущихся отражений в воде.

Много лет он пишет старую Москву и Петербург. До распада СССР много писал в поездках по живописным городам Прибалтики, Украины, Крыма, Средней Азии. Красота старой Риги, Таллинна, Киева, Львова, Ялты запечатлена в  тонких изысканных акварелях.

Обаяние древнерусской архитектуры и своеобразный колорит жизни российской провинции с любовью изображены в многочисленных пейзажах старинных русских городов: Углича, Касимова, Ярославля, Плёса. Поездки по странам Европы дали художнику мощный творческий импульс и огромный материал для работы. На холстах и акварелях запечатлены города, острова и  побережья Греции, Испании, Италии, прославленные столицы – Афины, Рим, Париж, Прага, Лондон; жемчужины  Европы – Флоренция, Толедо, Сорренто, Венеция.

Натюрморты художника отличает колористическая красота в передаче сложных  фактур:  металла, стекла, перламутра, цветов.
Портреты Владимира немногочисленны, в них есть камерность и искренняя простота, полностью отсутствует «заказная»  репрезентативность.

Всё творчество Владимира Лаповка – это гимн натуре, краскам и ритмам, свету и пространству.
Его излюбленные мотивы и жанры те, в которых красота зримых вещей и явлений самоценна и не нуждается в занимательной фабуле или символическом подтексте: красота животных, неба, цветов, архитектуры…

Зрители в своих отзывах часто отмечают в работах Лаповка своеобразный «эффект присутствия». Это легко объяснимо: художник смотрит на окружающий его мир с жадностью, любовью и восхищением и старается передать это своей  кистью. Эти чувства передаются и его зрителям.

Ирина Савельева,
доктор искусствоведения, профессор